Условия реализации основной образовательной программы школы в рамках введения ФГОС НОО.
В 2011-2012 учебном году два первых класса (50 учащихся) перейдут на обучение по стандартам второго поколения. В 1 классах будут работать опытные педагоги Майорова Н.Г. и Кочеткова В.В. Для занятий проставляются современные учебные кабинеты (площадь 50 кв.м), оборудованные ПК (+ Интернет), интерактивной доской и мультимедийным проектором. Для ребят будет организовано бесплатное питание, группа педагогического сопровождения.
Документы и материалы по внедрению ФГОС можно посмотреть на сайте Автономного учреждения "Институт развития образования Ивановской области" (http://www.ivipk.ru/direction_item.aspx?id=46)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт):
· является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; · включает в себя требования:
– к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
· является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. Под введением Стандарта понимается его соблюдение на всем образовательном пространстве Российской Федерации, а также обеспечение контроля за соблюдением Стандарта. Под организацией введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима (на федеральном, региональном и муниципальном уровне) для введения Стандарта после его утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные мероприятия должны быть взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию. Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Стандарт вводится с 1 сентября 2009 года в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Прием детей в 1 класс на обучение в соответствии со Стандартом осуществляется по решению образовательного учреждения. Введение Стандарта во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, осуществляется с 1 сентября 2010 года. Нормативное сопровождение Стандарта обеспечивается на основе соответствующего распределения ведомственной ответственности, схема которой должна быть разработана и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
2. Ресурсные центры введения Стандарта
Для организации введения Стандарта необходимо создание сети ресурсных центров введения Стандарта, призванных обеспечить организационное, научное и методическое, нормативное правовое сопровождение введения Стандарта. Сеть ресурсных центров должна включать в себя:
· федеральный ресурсный центр;
· ресурсные центры субъектов Российской Федерации (региональные ресурсные центры);
· муниципальные ресурсные центры. Федеральный ресурсный центр создается путем наделения юридического лица соответствующими полномочиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Решение о создании федерального ресурсного центра принимается федеральным органом управления образованием в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Федеральный ресурсный центр осуществляет свою деятельность в рамках договора (договоров) о проведении работ (оказании услуг). Договор (договоры) заключается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации между федеральным органом управления образованием (заказчик) и федеральным ресурсным центром (исполнитель). Региональные и муниципальные ресурсные центры создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на базе региональных и муниципальных структур, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку работников образования, методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений. Решение о создании региональных и муниципальных ресурсных центров принимают региональные и муниципальные органы управления образованием.
3. Организаторы и участники введения Стандарта
Организаторами введения Стандарта являются:
· федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием;
· федеральный ресурсный центр; · региональные и муниципальные ресурсные центры;
· образовательные учреждения общего образования;
· иные заинтересованные учреждения и ведомства. Участниками организации введения Стандарта являются представители организаторов введения Стандарта, осуществляющие управление мероприятиями по организации введения Стандарта или принимающие в них участие.
4. Ответственность за введение Стандарта Ответственность за введение Стандарта несут организаторы введения Стандарта в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Основные мероприятия по организационному, научному и методическому, правовому нормативному обеспечению введения Стандарта Основные мероприятия по организационному, научному и методическому, правовому нормативному обеспечению введения Стандарта приведены в Приложении «Основные мероприятия по организационному, научному и методическому, правовому нормативному обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Роль, место и функции федерального ресурсного центра в осуществлении указанных выше мероприятий определяются договором, указанным в разделе 2 «Ресурсные центры введения Стандарта». Роль, место и функции региональных и муниципальных ресурсных центров в реализации данных мероприятий определяются региональными и муниципальными органами управления образованием.
6. Основные факторы, обеспечивающие эффективную организацию введения Стандарта Введение Стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешную организацию, является постоянное научное и методическое сопровождение введения Стандарта, включая консультирование всех организаторов и участников организации этого процесса. Многоуровневая система научного и методического сопровождения должна быть создана с использованием лучшего опыта (в первую очередь опыта с применением сетевых, информационных и коммуникационных технологий) формирования подобных систем. Данная система должна обеспечить скоординированность и слаженность действий всех организаторов и участников организации введения Стандарта, наличие между ними постоянной прямой и обратной связи. Главными пользователями этой системы должны стать образовательные учреждения общего образования, а также работающие в этих учреждениях администраторы и педагоги. При введении Стандарта должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах Стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их родителей, для страны в целом. Эта работа должна проводиться на федеральном, региональном и местном уровнях с привлечением средств массовой информации, общественных и иных организаций, заинтересованных в эффективной организации введения Стандарта. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь родителями, по разъяснению необходимости введения Стандарта, его требований, механизмов введения и ожидаемых результатов. Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением Стандарта. При этом первоочередное внимание следует уделить обучению участников организации введения Стандарта, администраторов органов управления образованием всех уровней и образовательных учреждений. Особое внимание должно быть уделено переподготовке методического корпуса. При обучении работников образования должны применяться технологии, в том числе основанные на использовании информационных коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки. При организации введения Стандарта должна быть обеспечена гласность и прозрачность всех действий и процедур, наличие эффективного государственного и общественного контроля за введением Стандарта.
7. Заключение Государственная важность введения Стандарта, сложность и многоплановость этого процесса позволяют сделать вывод о том, что организация введения Стандарта должна быть осуществлена в рамках отдельной программы или проекта государственного значения.