"Таланты редки, их надо беречь и сохранять. В них настоящая живая сила нации". В.И. Вернадский
В соответствии с федеральной целевой программой «Дети России» на 2007- 2010 годы, которая включает подпрограмму «Одаренные дети» и президентской инициативой «Наша новая школа», одним из направлений которой является «Поддержка талантливых детей» в нашей школе разработана и реализуется программа «Одаренные дети».
Задачами программы являются:
- создание в школе среды для проявления и развития способностей каждого ребенка;
- создание школьной системы выявления и развития детской одаренности;
- оказание консультационной помощи родителям одаренных детей;
- информационная и методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Какими принципами педагогической деятельности мы руководствуемся в работе с талантливыми детьми?
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Школа в прошлом году насчитывала 20 классов-комплектов, в которых обучались 457 учащихся, работали 32 учителя. На первой ступени обучения при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. На второй ступени обучения проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На третьей ступени проводится углубление и развитие способностей учащихся.
Условия для развития детей в интеллектуальном направлении
1. Использование современных образовательных технологий на уроке
2. Индивидуальные образовательные маршруты
3. Предпрофильная подготовка и профильное обучение
4. Факультативы и кружки
5. Предметные недели
6. Предметные олимпиады различного уровня
7. Смотры и конкурсы
8. Интернет-ресурсы
9. Научное общество
10. Ученические научные конференции
С целью создания условий для развития одаренности проводится отбор тех методов и приемов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Это метод проектов, проблемно-поисковый метод, сотрудничество, ИКТ. Неотъемлемым элементом работы является создание благоприятной творческой атмосферы на уроках, мотивированное обучение.
Мы гордимся своими выпускниками. За последние три года 5 человек награждены золотыми медалями (Тишкина Н., Сокова С., Васильева А., Новожилова М., Кузнецова К.), 3 человека - серебряными медали (Моденова А., Молчанова А., Еремченко И.) и 20 чел. получили Похвальные грамоты, подтвердив свои награды при поступлении в ВУЗы.
В настоящее время много внимания уделяется выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов. Так, например, в параллелях 7-8 классов в прошлом году занятия по математике, физике и истории проводились в межклассных группах. В 9-х классах в течение года проводились занятия ЭК по математике, русскому языку, литературе, биологии, физике, истории, праву. В рамках программы ППП развивается сотрудничество с учреждениями НПО и СПО. Десять выпускников основной школы вместе с аттестатами получили удостоверения «Пользователь ПК» (после обучения на базе лицея №7 г.Фурманова). В предстоящем учебном году планируем расширить этот список профессий.
В школе создается творческая среда, которая способствует самореализации учащихся. Для школьников проводятся факультативные и кружковые занятия, где могут быть выявлены способности ребенка. Например, в 4-х классах кружок «Юный грамотей» и «Математическая смекалка», в 11 классе «Решение задач по органической химии с помощью уравнений».
Традиционными мероприятиями являются предметные недели, на которых обучающиеся при непосредственном участии педагогов имеют возможность в полной мере раскрыть свои способности при проведении конкурсов, турниров.
Выявлению интеллектуально-одаренных детей способствуют предметные олимпиады разного уровня. За последние годы наиболее успешными были выступления по иностранному языку (11 призеров), по русскому языку (10 призеров), по экологии (10 призеров). За три последних года 154 ученика участвовали в районных олимпиадах, получили 72 призовых места, что составляет 47% от числа участников.
В 2006-2007 уч. году наши призеры составили 37,5% от всех призеров в районе, в 2007-2008 уч. году – 21%, в 2008-2009 уч. году – 25%, а победителей соответственно 30%, 26%, 28,5%от всего числа победителей в районе. Это хорошие показатели, ведь наша школа не осуществляет отбора при приеме детей.
Учащиеся – победители муниципальных туров участвуют в региональных предметных олимпиадах. В 2007 году ребята участвовали в 6 олимпиадах этого уровня, в 2008 году – в 5 олимпиадах, в 2009 году - в 7 олимпиадах.
Лучшего результата в 2009 году добилась Новожилова М., она победила в муниципальном туре олимпиады по немецкому языку и заняла 2 место в региональном туре.
Среди победителей в районных предметных олимпиадах за три года Кузнецова К., Новожилова М., Лисина Е., Жаворонкова А., Моденов И., Глуханюк А., Павлова Н., Бебина М., Груздева О., Березова Н., Еремченко И., Косоурова А., Тишкина Н., Штрыкова А.
В 2009 году наши ученики участвовали в смотре-конкурсе чтецов на иностранном языке (на базе МОУ сош №1). 27% от призеров составили наши ученики: Хусеинов В., Новожилова М., Кузнецова М., Васильева А., Лебедева Т., Велиева Д.
Благодаря информационным технологиям, средствам Интернет школьники принимали активное участие во всероссийских и международных конкурсах.
Так, более 40 учеников начальных классов приняли участие в проекте «Эрудит-Марафон Учащихся» (ЭМУ), что позволяет формировать ключевые компетентности детей.
Ученики 5-7 классов приняли участие во Всероссийских конкурсах «Кенгуру». Лебедева Т., Киселев К. стали дипломантами.
В наших планах организация научного общество учащихся - общественное объединение школьников, в которых ребята под руководством преподавателей высших учебных заведений работают над учебно-исследовательскими проектами, приобретая при этом навыки исследовательского труда.
В целях выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей, развития исследовательской деятельности школьников в различных предметных областях, дальнейшего совершенствования работы по пропаганде научных знаний и повышения интереса у обучающихся к изучаемым предметам в мае 2009 г. в школе проведен День науки и творчества. Девиз праздника «Учись учиться по-новому». Работа учащихся 2 и 3 ступеней школы была организована в три этапа:
1) научно-практическая конференция,
2) заседания филологической, обществоведческой, математической и естественно-научной секций, 3) концерт.
В научно-практической конференции «Мы и мир» приняли участие выпускники школы и представители Плесского аграрного колледжа. Они представили свои рефераты по биологии, истории, маркетингу и познакомили школьников с организацией научной работы в учреждениях ВПО и СПО.
Второй этап работы позволил школьникам продемонстрировать свои учебные достижения. Школьников интересовали проблемы экологии Ивановской области, её социального развития.
Творчески одаренные дети прекрасно проявили себя в концерте: пели, танцевали, декламировали, играли сценки.
По решению ученического совета и педагогического коллектива День науки и творчества станет в школе традиционным днем подведения итогов работы за год. Предлагаем провести районную ученическую конференцию.
Педагоги школы понимают, что школа должна давать не только знания, но и помогать ученикам адаптироваться в жизни. Ведется работа по развитию талантов и в других направлениях.
Спортивное направление
Выявление психомоторно одаренных детей проводится на уроках физкультуры учителями Спасовым В.А. и Новожиловым Н.С. (сдача нормативов).
Достижению хороших спортивных результатов учащимся помогают занятия в секциях и традиционные спортивные мероприятия:
- Дни здоровья (1 раз в четверть),
- Осенний кросс;
- Эстафета, посвященная А.Е. Соколову;
- Турслет;
- Школьные спартакиады по волейболу, баскетболу, шахматам и шашкам;
- неделя Здоровья (к 7 апреля)
Участие школьных команд по волейболу и баскетболу на районных, областных, межрегиональных соревнованиях приносит призовые места.
Лучшие спортсмены школы
Гуляева А., Павлова Н. – легкая атлетика,
Дерябова Ек., Коржов С., Невольникова Ек., - лыжи и спорт. Ориентирование
Москвин Н., Еремченко К., Вдовин К. – каратэ,
Зайцев И., Барабанов С. - самбо
Усольцева Е., Жаворонкова Н., Гамина С., Ухов И.- волейбол,
Сотрудничаем со спортивной школой города
Творческое направление
Развитие творческих способностей провдится через занятие в кружках по интересам и др. центрах
1.Кружок «Фантазия» (уч. Добрина Е.В.)
Маклашина О., Шувалова А., Строганова Н., Косоурова А. и Ек., Филиппова Т., Васильева А., Бузина Н., Крайнова Ю. - художники
2.Кружок «Вокальный» (уч. Архипова А.С.)
Пашаева Т., Шувалова А., Железнова С., Упорова А. - певцы
3.Кружок хореографический (ЦДЮТ)
Добрина Т., Сычева А., Белова Т., Мартьянова Ев. - танцоры
4.Кружок «Рукодельница» (уч. Груздева Т.С.)
5.Музыкальная школа
Васильева А., Корнева А., Кроткова Т. музыканты-исполнители.
Сотрудничаем с ЦДЮТ, ДМШ, СЮТ, ГДК
Социальное направление
Выявлению и развитию лидерских качеств учащихся способствуют деятельность в ДО «Высота» для учащихся 5-11 классов (куратор Архипова А.С.) и «Солнышко» для учащихся 1-4 классов (куратор Велиева Н.С.).
В школе проводятся выборы председателя и зам.председателя ДО (кандидаты представляют свою программу), в разные годы председателем ДО «высота были Сиднева А., Пашаева Т., Железнова С., Васильева А.
Межклассное соревнование «Звездный класс» важный. В прошедшем году 1 место завоевали 5а (Кл. рук. Скворцова О.В.) и 6а (Черникова М.В.)
Мы поддерживаем ребят в районных мероприятиях. Участвовали и стали призерами на конкурсе «Лидер ученического самоуправления» Железнова С., Кузнецова К., Новожилова М., Усольцева Е. Конкурс «Ученик года 2009» (по портфолио) - Архипова Д.- 2м., Велиева Д. и Аристархов К. – 3 м.
В областных мероприятиях наши ребята зарекомендовали себя с лучшей стороны.
Конкурс «Лидер – 2007» (Кузнецова К.- 2м.)
Обучение в «Школе активистов» прошли Железнова С., Васильева А. (подтверждено сертификатами)
Наших детей знают в районе и области:
Кузнецова К. – секретарь Молодежной Палаты Приволжского района,
Кузнецова К., Железнова С. награждены благодарностями за активную работу в Российском Союзе Молодежи г.Иваново, а Пашаевой Т. – от Союза Молодежи г.Костромы
В 2009 г. в адрес школы получена благодарность за воспитание активистов
Нынешним летом ДО «Высота» участвовала в областном слете активистов (л. «Строитель»)
Сотрудничаем с ЦСО (концерты)
В школе с 2005 года ведется работа по формированию ученических портфолио. Это один из способов неформальной оценки достижений учащихся. Ребята сами анализируют свою учебную и внеучебную деятельность, совместно с классным руководителем и родителями намечают планы по развитию своих способностей.
Для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу проводятся занятия в «Школе будущего первоклассника». В программу включены занятия по ритмике, музыке, ИЗО, что позволяет выявить и развивать способности детей.
Информацию об успехах детей можно прочитать на сайте privschool6.iv-edu.ru
Через работу ПС, МС, ШМО проходит знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
накапливается библиотечный фонд по данному вопросу; на КПК педагоги знакомятся с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; проводятся различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
Основные этапы деятельности ОУ по внедрению интеллектуальных технологий:
•разработка программы внедрения технологий в образовательную практику школы;
•разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей учащихся;
•проведение целевых семинаров по обучению технологиям мышления всех преподавателей общеобразовательного учреждения;
•подготовка и разработка методических и дидактических материалов;
•проведение родительских собраний с целью ознакомления с программами;
•организация марафона мышления во всех классах в первую неделю сентября по вопросам социальных проблем современного общества;
•организация методического семинара по обмену опытом работы предметников;
•периодическое обобщение материала, выявление позитивных и негативных моментов в практике общеобразовательного учреждения при проведении уроков мышления.
Среди большого количества изученных техник и технологий формирования практического и творческого мышления особое внимание вызвали наработки английского ученого де Боно в виде уникальной методики «Уроков CoRT», «Шесть шляп мышления».
Областной фестиваль лидеров «Мы вместе» С 20 по 22 августа в лагере «Строитель» проходил фестиваль лидеров Ивановской области «Мы вместе». Приволжский район представляли активисты детской организации «Высота» МОУ сош №6 имени А.Е. Соколова Васильева Анна, Агапова Светлана, Косоурова Екатерина. Мы участвовали во всевозможных мероприятиях, посещали «круглые столы», обсуждали проблемы молодежи и искали пути их решения. Мы достойно представили свою детскую организацию, познакомив всех с нормативно – правовой базой, символикой и атрибутикой, направлениями в работе. Заинтересовали присутствующих и членов жюри наши социальные проекты, акции, конкурсы и другие мероприятия, в которых мы принимаем самое активное участие. Этот слет научил нас отстаивать свою точку зрения и добиваться поставленной цели, развивал в нас такие лидерские качества как взаимопонимание, общительность, толерантность. Васильева Анна, председатель детской организации «Высота» МОУ сош №6 г. Приволжска